Почему я доверяю экологическим маркировкам

Почему я доверяю экологическим маркировкам

Все люди делятся на три категории: одни доверяют экологическим сертификатам, другие считают их маркетинговым ходом, а третьи о них вообще не слышали. К какой относитесь вы? Я, к примеру, доверяю экомаркировкам — и расскажу, почему стоит следовать моему примеру.

Если вы считаете себя осознанным потребителем, заботитесь о здоровье и экологии, но не знаете, что такое экомаркировки, я вас разочарую. Вести экологичный образ жизни и не интересоваться «зелёными» значками, да и вообще любыми надписями на упаковках — как минимум странно, да и вообще недальновидно.

Этим постом я открываю серию публикаций об экологических сертификатах, которым доверяю я и миллионы людей по всему миру. Буду рассказывать, какие маркировки бывают и как они выглядят. Естественно, речь пойдёт о значках, встречающихся у нас. А сейчас объясню, зачем вообще нужны экомаркировки и почему им можно доверять.

Что такое экологическая маркировка

Исчерпывающее определение в своей книге «Экологическая маркировка» даёт Елена Смирнова, директор Экобюро Greens, эксперт Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. Вот оно: «Экологическая маркировка — это графическое отображение комплекса сведений экологического характера о товаре или услуге, означающее, что продукция оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем аналогичные товары, и/или произведена с применением экологически оптимальных технологий».

Первые экомаркировки появились в Европе, и произошло это очень давно. Например, Demeter — первый в мире стандарт экологической сертификации для органических продуктов — был учреждён в Германии ещё в 1928 году. Но пик развития систем экосертификации приходится на последние 30 лет — в странах Европы, Азии и США в разное время были созданы организации, разрабатывающие «зелёные» стандарты для продуктов питания, косметики, бытовой химии, техники и прочих товаров. Все они предъявляют довольно жёсткие требования к экологичной продукции. Какие именно — я расскажу в следующих публикациях.

Сертифицированные экопродукты

Зачем нужны экомаркировки

Все экологические маркировки были созданы с целью сделать нашу жизнь проще. Чтобы мы с вами, самые обычные покупатели, порядком уставшие от хитростей маркетологов, могли легко найти на полках магазинов «чистые» и честные товары. Так что, по моему скромному мнению, экологические сертификаты — лучшее, что было придумано в помощь разумному потребителю.

В 1992 году на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро правительствам стран было рекомендовано использовать экологическую маркировку, чтобы у покупателей была возможность делать осознанный выбор в пользу экотоваров.

Не путайте с псевдомаркировками

Ещё одно преимущество экосертификатов: если вы будете знать их «в лицо», то сможете избегать товаров с псевдомаркировками — а таких, к сожалению, становится всё больше. Отечественные производители, почувствовав спрос на натуральную еду, начали массово добавлять приставки био-, органик-, эко- и их английские варианты. В итоге сегодня на полках магазинов мы видим органик-майонез, биокефир, биойогурт, которые едва ли можно назвать экологичными. Подобные знаки не имеют ничего общего с настоящими экологическими символами — перед нами маркетинг в чистом виде. Кстати, именно из-за таких псевдомаркировок снижается доверие к настоящим сертификатам. Не знаю, как вы, а я не люблю, когда меня обманывают.

Где искать товары с экомаркировками

Ещё пару лет назад я бы отправила вас по нескольким адресам в специализированные экомагазины. Сегодня же скажу так: внимательно изучайте полки самых обычных супермаркетов. В тех же «Перекрёстке», «Ленте» или «О’кее» можно найти продукты с экомаркировками: пасту, цельнозерновые хлебцы, орехи, сахар, соль, специи, шоколад, муку, оливковое масло, кашу и даже органическое пиво и вино, а также кое-что из бытовой химии. Конечно, про экомаркеты тоже не забываем — это настоящий рай для приверженцев всего экологичного.

В 1994 году была образована Всемирная ассоциация экомаркировки (The Global Ecolabelling Network, GEN) — независимая международная некоммерческая организация, объединяющая национальные организации экосертификации. Её цель — продвижение идеи экомаркировки в международных организациях вроде ВТО и ИСО, поддержка экотоваров и услуг, распространение информации по использованию экомаркировок и усиление их мирового признания.

Что важнее: экомаркировка или натуральный состав?

Вопрос, который я слышу очень часто. Отвечаю: состав прежде всего. Объясню почему. Да, экомаркировка — это удобно. Она позволяет сразу выделить «чистый» продукт среди прочих. И всё же экосертификат для меня — не всегда решающий фактор при выборе товара. Приведу простой пример с кедровыми орехами. В магазине упаковка сертифицированных кедровых орехов (100 г) стоит около 300 рублей, а в «Фундуке» я плачу за тот же объём 170 рублей. Я знаю, где растёт кедр, как добываются орехи, и не думаю, что в данном случае не сертифицированные орехи хуже.

Конечно, подобная аналогия применима не ко всем продуктам. Если речь идёт о стиральном порошке или чистящих средствах для дома, я выбираю только сертифицированные экотовары.

Сертифицированные органические кедровые орехи «Дух леса»

Итак, я рассказала, почему доверяю экомаркировкам. И буду рада услышать ваше мнение. Нужны ли нам вообще экомаркировки? Почему вы им доверяете или не доверяете? Что для вас важнее: состав или экологический знак? Почему? Оставляйте свои комментарии ниже, с удовольствием их прочитаю.

Узнайте всё об экологических маркировках:


comments powered by HyperComments