Экомаркировки: устойчивое развитие

Экомаркировки: устойчивое развитие

Существуют экологические программы — и о них я сейчас расскажу, — которые выступают за рациональное использование природных ресурсов и защищают права работников и производителей. Эти программы имеют собственные экомаркировки, и я больше чем уверена, что вы видели их, но, возможно, не придавали им значения. А зря! Они могут рассказать много интересного о продукте.

Например, о кофе. Или шоколаде. А ещё о бумаге, на которой вы печатаете, или о ежедневнике, где ведёте свои записи. И даже о пакете сока, стоящем в вашем холодильнике. Что именно означают все эти значки — сейчас узнаете.

MSC

Англия, msc.org

Экомаркировка MSC

Морской попечительский совет (Marine Stewardship Council) — это результат совместной работы Unilever, крупнейшего в мире поставщика морепродуктов, и Всемирного фонда дикой природы (WWF). Его главная задача — развитие и поддержка устойчивого рыболовства. Спустя два года после своего образования, в 1999 году MSC стал самостоятельной организацией, первым по-настоящему значимым решением которой было учреждение собственной экосертификации. Сохранение экосистем, популяции рыб, без чрезмерной эксплуатации ресурсов, эффективное управление промыслом — таковы принципы стандарта MSC. Попечительский совет отслеживает добычу морепродуктов и всю цепочку поставок до конечного потребителя — и только компании, удовлетворяющие строгим требованиям стандарта, получают право размещать синий значок на своей продукции.

FSC

Германия, fsc.ru

Экомаркировка FSC

Международные организации стремятся защитить и леса нашей планеты. Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Council), которому принадлежит система сертификации FSC, стоит на страже «зелёных лёгких» с 1993 года. Если вам попался продукт, например, салфетки или ежедневник, с таким значком, значит он был произведён из древесины устойчиво управляемых лесов, с соблюдением принципов рационального лесопользования. Назову несколько обязательных для получения сертификата FSC критериев: сохранение ценных лесов, легальность вырубки деревьев и обязательное их восстановление, охрана труда и здоровья рабочих лесозаготовительных предприятий, забота об интересах людей, живущих в непосредственной близости от лесов.

PEFC

Швейцария, pefc.org

Экологическая маркировка PEFC

Программа поддержки систем сертификации лесов (Programme for the Endorsement of Forest Certification, PEFC), основанная в 1999 году, — это международная некоммерческая неправительственная организация, продвигающая устойчивое лесопользование. PEFC объединяет 36 национальных сертификационных систем, а общая площадь подведомственных ей лесов — 260 миллионов гектаров, что делает PEFC крупнейшей в мире системой сертификации лесов. PEFC отслеживает всю цепочку поставок, чтобы потребитель был уверен: продукт, который он держит в руках, был произведён из устойчиво управляемых лесов с соблюдением самых высоких экологических, социальных и этических норм. Организация предъявляет строгие требования к национальным системам сертификации и за малейшее их нарушение приостанавливает участие стран в PEFC. Так, к примеру, случилось со Швейцарией в 2005 году. Правда, в 2006, когда страна внесла соответствующие коррективы, её членство было восстановлено. Россия входит в PEFC, список всех стран-участников вы можете посмотреть на официальном сайте.

Rainforest Alliance

США, rainforest-alliance.org

Экомаркировка Rainforest Alliance

Одна из самых узнаваемых во всём мире маркировок — значок с зелёной лягушкой — принадлежит организации Rainforest Alliance, основанной Дэниэлем Катцем в 1987 году во время конференции, посвящённой экологическому кризису, всерьёз угрожавшему влажным тропическим лесам. Первые годы существования Rainforest Alliance были сложными — Катц с трудом находил компании, которые рискнули бы изменить практику ведения бизнеса, на его звонки просто не отвечали. Но вскоре ситуация изменилась — Rainforest Alliance стала одной из самых крупных организаций, выступающих за сохранение биоразнообразия, устойчивое сельское хозяйство, земле- и лесопользование. Число её сторонников стало стремительно увеличиваться. Rainforest Alliance были разработаны стандарты добровольной сертификации плантаций, расположенных вблизи дождевых тропических лесов, и маркировка с изображением зелёной лягушки. Этот значок на кофе, чае, шоколаде, фруктах, напитках, орехах, цветах, текстиле говорит о том, что продукт поставляется с фермы или лесного хозяйства, отвечающего строгим требованиям, которые защищают окружающую среду, а также права работников, их семей и общин. По принципам Rainforest Alliance сегодня работают более миллиона мелких фермерских хозяйств и крупных кооперативов по всему миру — Северной и Южной Америке, Африке, Европе и Азии.

UTZ

Нидерланды, utzcertified.org

Экомаркировка UTZ

Свой вклад в устойчивое развитие сельского хозяйства вносит и программа UTZ Certified, инициированная в 1990-е двумя деловыми партнёрами: бельгийско-гватемальским производителем кофе Ником Бокландом (Nick Bocklandt) и голландским обжарщиком кофе Уордом де Гроотом (Ward de Groote) — оба как никто другой представляли себе преимущества и недостатки рынка кофе и существующих на тот момент потребительских сертификатов. Бокланд как фермер таким образом инвестировал в кофе отличного качества, а также заботился о своих работниках и окружающей среде, а обжарщик Гроот хоть и видел, что пока лишь небольшая часть его клиентов активно покупает сертифицированную продукцию, хотел, чтобы весь предлагаемый им кофе происходил из устойчивых источников. Бокланд и де Гроот выбрали для программы имя Utz Kapeh, что в языке майя-киче означает «хороший кофе». С тех пор прошло уже почти 30 лет, но принципы UTZ остались неизменными: забота об экологии, поддержка фермерских общин и работников плантаций, поддержка устойчивого развития сельского хозяйства. На сегодняшний день UTZ Certified является крупнейшей в мире программой поддержки устойчивого сельского хозяйства для кофе. По данным на 2014 год, маркировку UTZ Certified получили уже более 10 тысяч продуктов в 116 странах мира. Помимо кофе и какао, маркировка распространяется на чай и ройбос, а также на фундук — по нему в 2014 году в Турции стартовал пилотный проект с целью изучить возможности для обеспечения устойчивости его производства.

FairTrade

Нидерланды, fairtrade.net

Экологическая маркировка FairTrade

Система сертификации FairTrade создана Международной организацией маркировки и честной торговли, чтобы покупатели могли легко отличить товары, соответствующие стандартам справедливой торговли, среди которых: запрет детского и рабского труда, гарантии безопасности рабочего места, соблюдение прав человека, прозрачная цепь поставок, справедливая цена, покрывающая стоимость продукции, сохранение природы. FairTrade — это альтернативный подход к традиционной торговле, основанный на честном партнёрстве между производителем и потребителем. По сути, это этическая система, где на первом месте находятся люди. FairTrade предлагает мелким фермерам и сельскохозяйственным рабочим в развивающихся странах более выгодную сделку и возможность улучшить свою жизнь. Разрешение на использование маркировки выдаёт сертифицирующий орган FLO-CERT. Знак FairTrade сегодня можно встретить на фруктах и овощах, кофе, какао, хлопке, соках, орехах, рисе, специях, сахаре, чае, вине. Экосертификат используется во многих странах, но особенно распространён в Великобритании — там, согласно последним опросам, ему доверяют 9 из 10 потребителей.


comments powered by HyperComments