Гринвошинг: как финские пельмени оказались вовсе не финскими

Гринвошинг: как финские пельмени оказались вовсе не финскими

Недавно в супермаркете я обратила внимание на пельмени со значком, напоминающим национальную экомаркировку Финляндии Luomu. Для России эта маркировка большая редкость. Скажу больше: в нашей стране она ни разу мне не попадалась. Естественно, я заинтересовалась. И вот что выяснила.

Для начала определимся, что не так со значком на упаковке. Да, зелёный, да, с надписью Luomu (в переводе с финского — «органический»), но на этом сходство заканчивается. Настоящая экологическая маркировка органических продуктов выглядит по-другому. Вот так.

Экологическая маркировка органических продуктов Финляндии Luomu

Отмеченные ею товары соответствуют требованиям Положения ЕС по органическому сельскому хозяйству и контролируются властями страны. Продукция изготавливается, упаковывается и маркируется в Финляндии. Подробно о Luomu рассказываю в обзоре маркировок органических продуктов питания.

Естественно, я пошла проверять информацию. Вдруг они изменили дизайн? Но нет, всё оказалось намного прозаичней.

Я внимательно изучила упаковку, чтобы понять, откуда ноги растут. Оказывается, производят «финские» пельмени в России — занимается этим ООО «Петрохолод-ПТ» (юридический/фактический адрес: Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Чугунная, 14) по заказу HERKULLISTA Marketing Suomi, базирующейся в Хельсинки. Представительство в Петербурге — ООО «ХЕРКУЛЛИСТА РУС» (197341, Санкт-Петербург, Афонская ул. 2, офис 215).

Пельмени Herkullista

На сайте компании Herkullista в разделе «Контроль качества» читаем следующее: «В процессе производства осуществляются все операции в соответствии с нашими собственными стандартами качества, основанными на международном стандарте ISO 9001». То есть об органическом продукте речь не идёт.

И вот я наконец-то нашла то, что искала. Далее привожу цитату с сайта:

«Продукция «Herkullista!» сертифицирована на территории всех стран, в которых осуществляются производство или продажи.

На территории Финляндии мы предварительно соответствуем требованиям добровольной системы сертификации качества LUOMU.

На территории Российской Федерации (где не применима оригинальная добровольная система качества, используемая в Финляндии), мы объявляем о запуске аналогичной декларативной системы соответствия Loumu, отвечающей критериям:

  • только натуральные компоненты
  • отсутствие ГМО
  • отсутствие усилителей вкуса, искусственных ароматизаторов
  • контроль качества

Специально для России нами был разработан товарный знак качества. По вопросам маркировки знаком Luomu продукции, произведённой на территории Российской Федерации, просим обращаться в российское представительство проекта».

Что получается? «Предварительно соответствуем требованиям добровольной системы сертификации качества LUOMU» — ещё не означает, что продукция прошла сертификацию. Хотя, судя по фотографиям именно финской продукции на сайте, на упаковках присутствует настоящая экомаркировка Luomu. И в это я ещё могу поверить. Однако на российской версии пельменей, выпускаемой «Петрохолодом», стоит совсем другой знак.

Псевдомаркировка Luomu

Компания прямо заявляет о том, что создала псевдомаркировку: «Мы объявляем о запуске аналогичной декларативной системы соответствия Loumu». И — самое интересное — она намерена распространять эту псевдомаркировку на территории России.

Вот так начнёшь узнавать происхождение продукта, и всё становится чудесатее и чудесатее.

Понятно, на что рассчитывает производитель. Петербуржцы с бОльшим удовольствием покупают финские продукты, нежели отечественные. А значит надо на упаковке большими буквами написать слова на финском и в разы меньшим шрифтом — текст на русском. Ну а «экомаркировка» гарантированно привлечёт внимание. Со мной так и случилось. Правда, людей как я, которые будут разбираться в происхождении продукта, единицы. Вряд ли кто-то задумается, как мясной продукт, произведённый в России, получил маркировку, которую выдают только на территории Финляндии. Все мы так любим принимать желаемое за действительное.


comments powered by HyperComments