Совсем не эко! Псевдомаркировки как пример гринвошинга

Совсем не эко! Псевдомаркировки как пример гринвошинга

Как вы определяете, что перед вами экологичный продукт? На нём написано? Но ведь вы понимаете, что одних слов не достаточно. Нужны подтверждения в виде экологических маркировок. И вот тут-то и начинается самое интересное. Ответственные компании, производящие действительно экологичные продукты, используют экомаркировки — и только после успешной процедуры сертификации. Но всё чаще встречаются производители, которые не заморачиваются прохождением проверок, — они сами рисуют значки. Именно о таких «художниках» пойдёт речь в этом посте.

Псевдомаркировки — один из самых распространённых методов гринвошинга и, наверное, самый простой способ обмануть потребителя. На нашем желании питаться натуральной, чистой, здоровой едой, пользоваться безопасными вещами компании ежедневно зарабатывают миллионы. Но одно дело — платить за товар с настоящим экологическим сертификатом, производство и состав которого не вредят окружающей среде и здоровью, и совсем другое — покупать обычные товары с псевдомаркировками.

Гринвошинг (от англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание») — термин, предложенный в 1986 году экологом из Нью-Йорка Джеем Вестервельтом. Он назвал гринвошингом поведение, когда компании заявляют о своей заботе о природе, а на самом деле хотят заработать больше денег.

Европа давно начала бороться с псевдомаркировками. Чтобы потребитель мог легко найти настоящие экотовары на полках магазинов, в разных странах были разработаны программы экосертификации и созданы экологические маркировки. Они успешно существуют на рынке уже не первый десяток лет. Более того, Евросоюз создал экомаркировку, которая действует на территории всех входящих в него стран, — «Евролист». Такой значок вы наверняка неоднократно видели и в наших магазинах.

Сертифицированные органические продукты с маркировкой Евролист

В России пока нет собственной национальной экологической маркировки — ни для органических продуктов питания, ни для других товаров. Зато спрос на органику растёт с каждым годом. А где спрос — там и предложение. Закон Маршалла никто не отменял. Правда, предложение это не всегда честное. Многие производители и пользуются тем, что рынок органики в нашей стране не регулируется. Они сами придумывают значки, якобы гарантирующие экологичность продукта. Хотя на самом деле за такими символами ничего не стоит: ни сертифицированного органического сырья, ни безопасных составов, ни ответственного производства — абсолютно ничего.

Псевдомаркировки

Как не стать жертвой гринвошинга? Во-первых, знать, как выглядят настоящие экологические маркировки. Во-вторых, быть предельно внимательным. Бывают случаи, когда недобросовестные производители не просто придумывают собственную маркировку, а незаконно используют значки реальных систем экосертификации. Когда такое происходит, организация, которой принадлежит экомаркировка, требует убрать с продукта знак. Если реакции на требование нет, вопрос решается юристами — все экологические маркировки имеют легальную защиту от несанкционированного использования.

Экологическая маркировка Евролист

Поэтому если вас что-то насторожило в продукте с экологической маркировкой, хоть что-нибудь, не торопитесь его покупать, а зайдите на сайт организации, выдающей значок, и проверьте, есть ли среди компаний, имеющих право на его использование, та, чей товар вы держите в руках.

В своём профиле на Pinterest я регулярно публикую примеры псевдомаркировок и ненастоящих органических товаров, а также фотографии с сертифицированными экотоварами, имеющими экологические маркировки. Идею подсмотрела у Экобюро GREENS. Подписывайтесь на наши профили, смотрите, читайте, вникайте — будьте разумным потребителем.


comments powered by HyperComments