Вернуть нельзя выбросить

Вернуть нельзя выбросить

Что происходит с товарами, которые вы возвращаете в магазины? За всю жизнь я возвращала покупку всего пару раз, но никогда не задумывалась, что дальше происходит с вещью. Понятно, что бракованный товар списывают, хотя лучше его отремонтировать, если возможно, и продать с уценкой. А если возвращают новую вещь, просто потому что она не подошла? Магазин снова выставляет ее на продажу? Такой вариант всегда казался мне самым логичным. По крайней мере до момента, пока я не прочитала расследование, касающееся торговой площадки Amazon Canada. Рассказываю, что выяснили журналисты о судьбе возвращаемых Amazon товаров.

Если коротко, журналисты Marketplace выяснили, что сотни тысяч хороших товаров, которые возвращаются ретейлеру, в лучшем случае перепродаются или отправляются на переработку, в худшем — оказываются на свалке или уничтожаются.

Чтобы выяснить, куда попадают возвраты, журналисты заказали на сайте Amazon несколько товаров: рюкзак из искусственной кожи, комбинезон, принтер, кофеварку, небольшую палатку, детские игрушки и несколько предметов домашнего обихода — и отправили всё это обратно в том виде, в котором их получили, предварительно поместив в товары GPS-трекеры. Путь вещей журналисты отслеживали совместно с Basel Action Network, некоммерческой экологической организацией из Сиэтла, специализирующейся на отслеживании отходов по всему миру.

От 30 до 40% всех онлайн-покупок отправляются обратно. Если речь идет о товарах из строительных магазинов, процент возврата составляет менее 10.

Кевин Лайонс, доцент Ратгерского университета в Нью-Джерси, специализирующийся на управлении цепочкой поставок и экологической политике

Многие товары возвращались какими-то совершенно невообразимыми путями, преодолевая несколько сотен, а порой даже тысяч километров, чтобы добраться до пункта назначения. Так, игрушки проехали более 950 км, прежде чем нашли нового покупателя в Квебеке, а принтер преодолел более 1000 километров, путешествуя по южному Онтарио. На момент публикации расследования всего из 12 возвращенных товаров только четыре Amazon перепродал новым клиентам.

Возврат товаров Amazon

Рюкзак из искусственной кожи в итоге оказался на предприятии по переработке отходов в Онтарио, куда прибыл со склада Amazon (ретейлер заявил, что рюкзак приехал поврежденным и не подлежал перепродаже).

По оценке технологической компании Optoro, которая специализируется на оптимизации обратной логистики — процесса сортировки по розничным возвратам, каждый год розничным торговцам возвращаются товары на сумму 400 миллиардов долларов, что приводит к образованию 2,3 млн тонн отходов.

Это проблема не только Amazon, а всех гигантов электронной коммерции. Тем не менее, у Amazon есть правила бесплатного возврата, что побуждает клиентов покупать больше, чем им нужно, и возвращать то, что им не нужно. Такая тактика, по мнению Джейсона Голдберга из маркетингового и рекламного агентства Publicis Groupe, привела к трагическим последствиям для окружающей среды и бизнеса. По его словам, эффективно обрабатывать возврат продуктов — сложно и дорого для всех розничных продавцов электронной коммерции. Можно считать удачей, если ретейлеры смогут продать хотя бы половину всех возвращенных товаров как новые. Огромное количество товаров приходится утилизировать другими способами: через переработку, уничтожение или захоронение.

Журналисты Marketplace, представившись потенциальными клиентами, побывали на предприятии по переработке электронных отходов и уничтожению продукции в Торонто, представитель которого сообщил, что предприятие получает тонны возвратов Amazon и что каждую неделю здесь уничтожают минимум один тягач с прицепом возвратов Amazon (а порой и до трех-пяти грузовиков). Как правило, предприятия, помогающие торговым площадкам избавляться от отходов, не разглашают информацию о своих клиентах, поскольку не хотят лишиться контрактов. Поэтому журналисты записывали все на скрытую камеру.

Представитель Amazon в ответ на расследование заявил, что компания старается перепродавать возвраты другим клиентам или ликвидаторам, возвращать поставщикам или передавать их благотворительным организациям. Утилизацию в Amazon называют крайней мерой. Действительно, Amazon продает возвращенные товары на своем сайте через платформу Amazon Warehouse. Кроме того, возвраты Amazon — целыми поддонами или по отдельности — можно покупать онлайн через виртуальные аукционы. Однако когда журналисты спросили у Amazon, какой процент возвращаемых товаров отправляется на свалку, переработку или уничтожение, компания не ответила.

Какой из всего этого следует сделать вывод? Мы как потребители должны ответственно подходить к покупкам: покупать только необходимое и тщательно выбирать товар, чтобы не пришлось его возвращать. И дело даже не в увеличении углеродного следа товара в случае возврата, а в том, что его дальнейшая судьба нам неизвестна. Правда, у меня есть еще одна причина тщательно выбирать покупку: я банально не хочу тратить время на возврат. Поэтому, если я хотя бы немного сомневаюсь, я лучше вовсе откажусь от покупки, чем получу головную боль, связанную с возвратом товара или поиском для нее нового хозяина.

Фото: CBC


comments powered by HyperComments