Устойчивое развитие: каким будет Хельсинки в 2050 году

Устойчивое развитие: каким будет Хельсинки в 2050 году

Хельсинки всегда казался мне приятным городом. Приятным для жизни, работы и отдыха. Мы с мужем даже подумывали о том, чтобы пожить здесь какое-то время. Этого захотелось ещё больше после того, как я отправилась в пресс-тур в Хельсинки, в котором встретилась с представителями мэрии и узнала о планах развития финской столицы до 2050 года. Если всё намеченное удастся реализовать, а я в этом не сомневаюсь, Хельсинки сможет претендовать на звание одной из самых устойчивых столиц Европы. Как финны намерены этого достичь — рассказываю.

Стремление Хельсинки к устойчивому развитию не удивляет, особенно когда узнаёшь, что партия «зелёных» занимает второе место в городском совете по количеству своих представителей — из 85 депутатов 19 «зелёных». Председатель горсовета Мари Пуоскари тоже из этой партии, как и заместитель мэра Анни Синнемяки, которая курирует жилищные вопросы и вопросы городского планирования.

С госпожой Синнемяки я встретилась во время своей поездки в Хельсинки. С ней и ещё с тремя экспертами — координатором велосипедного движения Рееттой Кейсанен, экспертом дорожного движения Пихлой Куокканен и ландшафтным архитектором Йоуни Хейняненом — мы обсудили планы развития финской столицы на ближайшие 30 лет. Всё самое интересное я собрала в статье.

По данным на 1 января 2016 года, население города Хельсинки составляет 628 208 человек, а население столичного региона, куда помимо Хельсинки входят города Вантаа и Эспоо, — более 1,1 миллиона человек.

Жилые кварталы вместо речных портов

Каждый год число жителей Хельсинки увеличивается примерно на 8000 человек. За последние семь лет население столицы выросло на 50 тысяч человек, и власти прогнозируют дальнейший рост. По словам финнов, многие семьи с детьми не хотят жить за городом, предпочитая квартиры в центре столицы. По этим причинам власти вынуждены искать новые площадки под жилищное строительство.

Жилой район Каласатама Хельсинки

В качестве перспективных территорий рассматриваются в первую очередь речные порты. Всю инфраструктуру с них переносят в один действующий порт, а земли отдают под застройку. В одном из таких районов — Каласатама — я побывала во время поездки.

Каласатама в переводе с финского означает «рыбный порт». Его легко разглядеть прямо из центра Хельсинки — с северного порта, что в двух шагах от Рыночной площади. В середине XIX века здесь был основан первый грузовой порт города, а теперь, как грибы, растут многоквартирные дома. Как и во многих других частях Хельсинки, в Каласатама приоритет отдан малоэтажному строительству, но высотки здесь тоже будут — целых восемь. Самой высокой точкой Каласатама станет здание высотой 132 метра.

Жилой район Каласатама Хельсинки

Новый жилой район рассчитан на 21 тысячу жителей, и уже около 3000 тысяч финнов живут в сданных домах. Кроме того, в новом районе будут созданы 8000 новых рабочих мест — в Каласатама появятся бизнес-центр, отель и один из крупнейших в Финляндии торговых центров.

Жилой район Каласатама Хельсинки

Я прогулялась по Каласатама — это и правда удобный для жизни район. Высотки не портят, но гармонично дополняют малоэтажные дома, а с набережной Каласатама открывается красивый вид на Успенский и Николаевский соборы. Ну и самое приятное, по крайней мере для меня, — мост, который соединяет Каласатама с островом-зоопарком Коркеасаари.

Жилой район Каласатама Хельсинки

Общественный транспорт в приоритете

Поскольку жителей в финской столице с каждым годом становится всё больше, а места — всё меньше, власти города решили не только строить новые жилые кварталы, но и развивать устойчивые виды транспорта, тем самым уменьшая нагрузку на окружающую среду. В первую очередь речь идёт об общественном транспорте.

В проекте Генплана, рассчитанного до 2050 года, приоритет на дорогах отдан пешеходам, за ними следуют велосипедисты, общественный транспорт и, наконец, грузовые и частные автомобили. Центр города планируется разгрузить от частного транспорта за счёт развития сети общественного.

Транспортная инфраструктура Хельсинки

В радиусе нескольких километров от центра Хельсинки исчезнут скоростные магистрали, а там, где они заканчиваются, будут созданы перехватывающие парковки, откуда человек, оставив машину, сможет легко и быстро добраться до центра города на общественном транспорте.

Самое интересное — на месте магистралей появятся городские бульвары с выделенными полосами для автобусов, трамваев, велосипедов, пешеходов и легковых машин, а вдоль бульваров — новые жилые кварталы.

Городские бульвары Хельсинки

Парковки для частных автомобилей в центре Хельсинки, скорее всего, подорожают. По словам представителей муниципалитета, это один из способов сделать общественный транспорт конкурентоспособным и стимулировать столичных жителей пересаживаться на него, отправляясь в центр города.

Городские бульвары Хельсинки

Велосипедисты рулят!

Университет Хельсинки провёл исследование и выяснил, что расстояние менее пяти километров проще и удобнее преодолевать на велосипедах, и я с этим полностью согласна. Детство я провела в небольшом городке и пользовалась велосипедом как средством передвижения. Ситуация изменилась с переездом в большой город, где как велосипедист я уже не чувствую себя в безопасности из-за слишком интенсивного движения и отсутствия инфраструктуры.

Велосипедные дорожки Хельсинки

В Хельсинки такая инфраструктура есть, и местные власти её активно развивают. Каждый раз, когда я приезжаю туда, с удовольствием и даже немного завистью наблюдаю за мамами и папами, везущими детей в специальных кабинах, прицепленных к велосипедам, и за пожилыми людьми, которые неторопливо едут вдоль набережной по своим делам. О молодёжи и не говорю — парней и девушек на велосипедах здесь море!

По данным на 2014 год, велосипедами как средством передвижения пользуются 11% жителей Хельсинки, из них 45% велосипедистов добираются на велосипедах на учёбу, а остальные пользуются велосипедами в других целях:

  • 18% — вид физической активности
  • 18% — транспорт на развлекательные мероприятия
  • 17% — бизнес или шопинг
  • 2% — другое

Вот ещё пара интересных цифр: в Хельсинки один евро, вложенный в велосипед как средство передвижения, даёт 7,8 евро прибыли — и это не считая несомненной пользы для здоровья. Не удивительно, что финны заинтересованы в развитии велоинфраструктуры.

Город, удобный для жизни

Я написала эту статью, чтобы вы могли вместе со мной заглянуть в будущее одного из моих любимых городов. Я не хочу, да и не могу сравнивать Санкт-Петербург и Хельсинки — всё-таки в Петербурге живёт в десять раз больше людей, чем в финской столице, а значит, сравнение будет просто неуместно. И всё же есть одна вещь, которую я замечаю каждый раз, когда бываю в Хельсинки, и которая чётко прослеживается во всех планах и проектах.

Сделать город удобным для жизни — вот то, к чему финны стремятся, как должны стремиться и мы, неважно, большой город или маленький. Сделать его удобным для пешеходов, велосипедистов, общественного транспорта, позаботиться о состоянии окружающей среды, качестве воздуха и других вещах, которые обеспечивают комфортные условия существования. Не знаю, как вам, а мне этого очень хочется!


comments powered by HyperComments