Как обувь влияет на окружающую среду

Как обувь влияет на окружающую среду

Я много пишу о том, как производство одежды влияет на окружающую среду, а что насчет обуви? Прочитала любопытный обзор различных исследований, в которых оценивается жизненный цикл обуви из разных материалов и рассматривается их воздействие на окружающую среду. Делюсь основными тезисами о том, как обувь, которую мы носим каждый день, влияет на природу и человека.

Текстильные отходы составляют примерно 7% бытовых отходов. Однако до сих пор нет точных данных, сколько из этих семи процентов приходится на обувь. Тем не менее…

Глобальное потребление обуви удваивается каждые 20 лет, начиная с 1950-х. В 1950 году каждый человек в мире потреблял одну новую пару обуви в год — в 2005 году потребление выросло до 2,6 новых пар обуви в год (всего в 2005 году было продано более 20 миллиардов пар обуви). Мировое производство обуви достигло 24,2 млрд пар в 2018 году (примерно три новые пары обуви на человека во всем мире каждый год). Ведущие страны-производители обуви — Китай, Индия и Вьетнам (2019).

В развитых странах вроде США и Италии потребление обуви на душу населения выше — в среднем по семь пар обуви в год. В развивающихся странах, таких как Индия, Вьетнам и Китай, потребление обуви на душу населения составляет 1-2 пары в год. В Евросоюзе на одного жителя приходится в среднем пять пар новой обуви в год.

Быстрая мода стимулирует производство огромного количества обуви, поскольку для нее характерен быстрый оборот дешевых вещей. Фаст-фэшн предполагает использование материалов низкого качества, чтобы удовлетворить спрос на большие объемы производства дешевой одежды и обуви. Кроме того, модель быстрой моды поощряет потребителей смотреть на свои вещи как на одноразовые. В итоге жизненный цикл обуви сократился, что привело к росту отходов.

По оценкам, для изготовления одной пары обуви используется около 40 различных материалов. Это одна из главных причин, почему обувная промышленность серьезно влияет на окружающую среду. Существуют трудности с разделением и утилизацией такого количества материалов экономически эффективным и устойчивым способом. Ниже вы видите состав среднестатистического ботинка (по данным на 2007 год).

Состав среднестатистического ботинка

Самые востребованные материалы — каучук, синтетические материалы, текстиль и натуральная кожа.

  1. Резина делается из натурального или синтетического каучука, используется в подошвах, амортизаторах. Ее преимущества — долговечность и водонепроницаемость. Вред окружающей среде: при производстве выделяются вредные для здоровья пары и парниковые газы; под каучуковые плантации вырубаются леса, что приводит к разрушению естественной среды обитания и потере биоразнообразия.
  2. Синтетические материалы — полиэтилен, поливинилхлорид (ПВХ), полиэстер и полиуретан — чрезвычайно востребованы в обувной промышленности. Из них делают подошвы, каблуки, шнурки. В идеале такие материалы нужно перерабатывать, поскольку они не разлагаются в естественной среде, но на практике из-за трудностей с разделением сделать это практически невозможно.
  3. Текстиль — хлопок, шерсть, нейлон, вискоза, полиэстер, нейлон — используется в обуви для подкладки и верхних частей. Выращивание хлопка требует огромного количества воды и пестицидов. Нейлон — синтетическое волокно, которое производится из невозобновляемых ресурсов, в процессе используются токсичные вещества, происходят вредные выбросы в атмосферу. Производство шерсти и вискозы также вредит окружающей среде.
  4. Натуральная кожа востребована в обувной промышленности уже много столетий. Ее можно шить, формовать и делать водонепроницаемой, при этом обувь будет воздухопроницаемой и долговечной. Из натуральной кожи делают верхнюю часть, подошву и подкладку обуви. Используют в основном шкуры овец, коров и телят, а также кожу рептилий. Негативное воздействие на окружающую среду связано с использованием в процессе производства токсичных веществ (хром, растворители, альдегиды) и выбросами парниковых газов.

Как обувные материалы влияют на окружающую среду

Исследование 2018 года показывает, как разные обувные материалы влияют на окружающую среду на разных этапах жизненного цикла. Авторы исследования сосредоточились на трех основных типах обуви: синтетической, кожаной и текстильной — 57%, 25% и 18% от общего мирового производства обуви соответственно.

Мировое производство обуви

Жизненный цикл продукта охватывает производство сырья, его переработку, изготовление материалов и производство из них готовых изделий, а также упаковку, распространение, использование, а также повторное использование и утилизацию (переработку, захоронение или сжигание). Воздействие на окружающую среду происходит на каждой стадии жизненного цикла продукта.

Наиболее пагубное воздействие на изменение климата оказывает этап производства обуви. Он же сильнее всего влияет на расход пресной воды и ресурсов, а также на здоровье человека. Этап добычи сырья наносит ущерб окружающей среде — ухудшается качество экосистемы. Воздействие упаковки, транспортировки и утилизации кажется незначительным по сравнению с другими этапами жизненного цикла обуви: на транспорт приходится 2% глобального воздействия на окружающую среду, на этапы упаковки и утилизации — менее 5% совокупного воздействия.

Как производство обуви влияет на природу

Кожаная обувь составляет лишь четверть от общего производства обуви, однако на нее приходится от 30 до 80% глобального воздействия на окружающую среду. На втором месте — синтетическая обувь, за ней следует текстильная. Такой результат по кожаной обуви связан с тем, что серьезное негативное воздействие происходит на всех этапах — от выращивания животных до кожевенного производства, где шкуры подвергаются химической обработке для получения желаемых свойств.

Как производство обуви влияет на окружающую среду

Жизненный цикл кожи начинается с разведения и убоя животных — в процессе происходят выбросы метана. Кроме того, животным требуются земли для выпаса, а также питание и вода для жизни. Немногие скотобойни и кожевенные заводы обладают необходимыми средствами для обработки отходов, а значит, использование химических веществ в этой отрасли приводит к серьезному загрязнению в районах, расположенных вблизи кожевенных заводов. По данным 2013 года, для обработки кожи для производства 776 миллионов пар кожаной обуви используется более 2,25 млн тонн химических веществ — большая часть их выбрасывается в окружающую среду.

Как производство обуви влияет на окружающую среду

Первоначально шкуры обрабатываются химическими веществами, чтобы удалить волосы и предотвратить рост бактерий. Побочные продукты такой обработки попадают со сточными водами в окружающую среду. Второй этап — дубление, когда кожу обрабатывают минеральными или растительными дубильными веществами. Чаще всего для дубления используется хром, поскольку с ним процесс сушки более быстрый, а кожа в итоге лучше тянется (важная характеристика для производителей обуви). Использование этого тяжелого металла при дублении также приводит к выделению в окружающую среду вредных веществ, в том числе канцерогенных. Заключительный этап — отделка кожи для достижения подходящей текстуры и мягкости для готового продукта.

Растительное дубление называют альтернативой обычному дублению хромом, так как оно меньше вредит природе, поскольку в процессе дубления используются натуральные дубильные вещества. Однако дубление хромом по-прежнему доминирует, поскольку это более быстрый и дешевый способ производства кожи.

По оценкам, кожаной обуви требуется 25–40 лет для разложения. В процессе в почву могут вымываться вредные вещества, влияя на экосистему и здоровье человека.

Утилизация обуви: выбросить нельзя переработать

До сих пор большая часть обуви отправляется на свалку, что приводит к загрязнению окружающей среды. Как изменить ситуацию?

Через улучшение дизайна

Минимизировать отходы следует уже на этапе разработки дизайна — в первую очередь за счет уменьшения количества используемых материалов. Использование большего количества натуральных материалов (каучука для подошвы, конопли для верха) также повышает вероятность переработки обуви. Снизить потребление первичного пластика можно через использование переработанного пластика. Например, Adidas уже к 2024 году планирует перестать использовать первичный пластик. Биоразлагаемые материалы из возобновляемого сырья также помогут улучшить экологические показатели обуви.

Через повторное использование

Передача обуви благотворительным организациям и ремонт вместо покупки новой пары позволяют продлить срок службы обуви. Однако тут есть свои сложности.

Исследование 2005 года показало, что торговля подержанной одеждой может оказывать отрицательное влияние на развивающиеся страны. Импорт подержанных товаров может подорвать местный бизнес и уничтожить рабочие места из-за большого притока дешевой одежды. Кроме того, ввоз изношенной и попросту ненужной обуви из развитых стран может оказать серьезное воздействие на окружающую среду в развивающихся странах, где остро стоит проблема отходов. Грубо говоря, повторное использование может превратиться в банальную передачу отходов из одной страны в другую.

Ремонт и восстановление качественной обуви увеличивает срок ее службы. Однако люди с большей вероятностью будут покупать новую дешевую обувь, а не ремонтировать старую.

Через переработку обуви

Пока в мире перерабатывается менее 5% ношенной обуви. К сожалению, эффективных решений в этой области мало. Программа Nike «Reuse-A-Shoe» — один из немногих примеров, как производитель внедряет систему переработки обуви потребителей. Схема утилизации работает так: потребители оставляют обувь в пунктах сбора (университетские городки, торговые центры, спортивные стадионы), затем обувь едет на переработку, где измельчается для получения материала, который используется для производства покрытий теннисных кортов, беговых дорожек и игровых площадок. Но речь в данном случае идет о спортивной обуви из синтетических материалов. С кожаной такое провернуть сложно.

Какие проблемы, помимо озвученных выше, существуют:

Нет эффективной обратной логистики для сбора обуви от потребителей для повторного использования. Сейчас это происходит в небольших масштабах — через пункты переработки, благотворительные магазины и фонды.

У магазинов нет инфраструктуры для сбора и правильной утилизации обуви. Тут неплохо сработали бы финансовые стимулы вроде скидки на новую обувь, если приносишь старую обратно в магазин на переработку.

Нет такого процесса переработки, который позволил бы эффективно перерабатывать обувь из разных материалов. Это одна из причин, почему правильной утилизацией обуви практически никто не занимается — дешевле вывезти на свалку или сжечь, чем переработать. Кроме того, чтобы оправдать и покрыть эксплуатационные расходы, переработчик должен иметь стабильный приток большого количества сырья — то есть старой обуви.

P.S.: Все эти данные говорят о том, что нам следует относиться к покупке обуви так же внимательно, как к покупке одежды. Не покупать лишнего, перепродавать и отдавать по возможности, носить как можно дольше и ремонтировать.

Обзор вышел в марте 2020 года.


comments powered by HyperComments