Экологическая самодекларация или гринвошинг?

Экологическая самодекларация или гринвошинг?

Где грань, отделяющая экологическую самодекларацию от гринвошинга? Как обычный потребитель должен определить, что перед ним: честное заявление производителя об экологичности продукта или очередной «зеленый» обман? Давайте разбираться.

Взгляните на эти фотографии: где здесь гринвошинг, а где — экологическая самодекларация? Возможно, оба эти примера гринвошинг. А может оба они демонстрируют нам экологическую самодекларацию? Не расстраивайтесь, если не можете однозначно ответить на вопросы. Мне и самой порой бывает непросто разобраться, ху из ху. Но мы все же попробуем сделать это.

Самодекларация или гринвошинг

Итак, экологическая самодекларация относится к экологической маркировке II типа и регулируется ИСО 14021 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)». Вот как этот документ определяет экологическую самодекларацию:

3.1.13 самодекларируемое экологическое заявление (self-declared environmental claim): Экологическое заявление изготовителя, импортера, дистрибьютера, розничного торговца или другого лица, которые могут получить выгоду от такого заявления, без сертификации независимой третьей стороной.

То есть я как производитель могу сделать в отношении своего продукта экологическое заявление для получения выгоды (ведь это мое конкурентное преимущество) — и для этого мне не нужно проходить независимую экосертификацию. Однако в то же время я должна соблюдать требования, прописанные в ИСО 14021. Что же это за требования? Их в документе много, но я остановлюсь на основных.

Заявление должно быть четким

ИСО 14021 указывает, что нельзя использовать экологические заявления с нечеткими, неконкретными или широко трактуемыми формулировками (п. 5.3). Это значит, что производитель не может использовать фразы типа «экологически безопасный», «экологически чистый», «экологически благоприятный», «благоприятный для почвы», «не загрязняющий», «зеленый», «благоприятный для природы», «благоприятный для озонового слоя» и тому подобные (это далеко не полный список).

Заявление должно быть проверяемым

Представьте, что вы пришли в магазин и увидели одноразовую упаковку из картона и полипропилена, на которой крупными буквами написано «ECO». Вы пытаетесь понять, на основании чего сделано такое экологическое заявление, но не находите информации на упаковке. Тогда вы отправляетесь на сайт производителя — и снова ничего не находите, кроме недопустимого размытого утверждения «экологически чиста и безопасна для окружающей среды». Что же получается? Заявление есть, а проверить его правдивость невозможно. Вывод очевиден: перед вами гринвошинг.

Одноразовая экопосуда гринвошинг

Такое недопустимо, если речь идет об экологической самодекларации. Пояснения, почему продукт называется экологичным, должны быть в открытом доступе, они должны быть легко проверяемы:

«6.5.1 Экологическое заявление следует считать проверяемым, если проверка проведена без доступа к конфиденциальной деловой информации. Не допускается делать заявления, если проверить их можно только с использованием конфиденциальной деловой информации».

Как следует из ИСО 14021, если экологическое заявление может привести к непониманию, его следует сопровождать пояснительной формулировкой. Делают ли это производители? Делают, но не все и не всегда. Давайте посмотрим на шампуни «Чистой линии» с надписью «Эко-контроль».

Шампунь «Чистая линия» экоконтроль

На оборотной стороне есть пояснение: «контроль экологической чистоты входящих трав». Но мне как потребителю все равно непонятно, что означает «эко-контроль», поэтому я иду на сайт производителя, где вижу лишь общие формулировки вроде «контроль содержания тяжелых металлов», «радиоактивный контроль», «микробиологический контроль», «правильные части растений» (бывают неправильные?), «клинические исследования отвара трав» — никаких протоколов испытаний, сертификатов и т.п. Вывод напрашивается сам собой…

А вот еще несколько требований ИСО 14021, которым должны соответствовать экологические заявления и любые пояснительные формулировки:

1. Они должны быть обоснованными и проверяемыми. Если производитель говорит, что его продукт на 50% состоит из органических ингредиентов, он должен это подтвердить.

2. Заявление должно четко указывать, применяется оно к продукту целиком или только к его компоненту или упаковке. Тут рекомендую почитать статью на LookBio о том, какие заявления делает Unilever на продуктах своего бренда «Чистая линия». Тот случай, когда в составе один органической компонент, а дизайн упаковки говорит об обратном.

3. Заявления должны быть представлены способом, исключающим возможность полагать, что продукция одобрена/сертифицирована третьей независимой стороной, если это не соответствует действительности. Здесь можно привести в пример куриные яйца «Волжанин» на фото выше, на которых есть надпись «Международная ЭКО-сертификация», но нет никаких экомаркировок и экосертификатов — ни на самом продукте, ни на сайте производителя. Сюда же отнесем всевозможные псевдомаркировки в виде зеленых печатей и листочков, придуманные самим производителем.

4. Заявления не должны быть основаны на отсутствии ингредиентов или свойств, которые никогда не относились к данной группе продуктов. Самые яркие примеры — соль без ГМО и растительное масло без холестерина.

Подведем итоги. Если производитель делает экологические заявления, которые слишком расплывчаты и которые нельзя проверить, можно смело считать продукт гринвошингом. В конце концов, производители должны играть по определенным правилам, если хотят получать выгоду от своих экологических заявлений.


comments powered by HyperComments