Моя поездка на Helsinki Fashion Week SS'20

Моя поездка на Helsinki Fashion Week SS'20

Теперь к списку достижений я могу смело добавить участие в Helsinki Fashion Week SS’20. 20 дизайнеров и брендов, сосредоточенных на цикличности и zero waste практиках, дискуссии об актуальных проблемах модной индустрии и инновационные материалы, которые не дадут нам окончательно замусорить планету. Рассказываю, что интересного увидела и услышала на неделе моды в Хельсинки.

Организаторы всячески подчёркивали: в этом году в центре внимания Helsinki Fashion Week — человек с точки зрения его индивидуальности. Причём человек, живущий в мегаполисе, такой, как мы с вами. Человек, который стремится к цикличной, устойчивой жизни, хочет снизить ущерб окружающей среде. Поэтому в том числе на площадках недели моды тема устойчивости была раскрыта не только через показы, но и через электрические самокаты, солнечные батареи, швейные машинки прямо посреди лужайки для желающих что-то подшить и бесплатные питьевые фонтанчики, чтобы наполнить бутылку водой.

«Мода вдохновила нас на решение глобальных задач. Мы ставим под сомнение всё, уделяя первостепенное внимание нашему индивидуальному благополучию. Мы начинаем с наших внутренних конфликтов, чтобы решить глобальные проблемы, связанные с социальной устойчивостью. Изменение климата — это больше, чем неделя моды, больше, чем индустрия моды, и поэтому мы должны подойти к решению проблемы климата с междисциплинарной точки зрения».

Эвелин Мора, основательница Helsinki Fashion Week

Любопытен и тот факт, что на этот раз к участию в показах пригласили только коллекции, сделанные из кожи не животного происхождения. Комментируя решение, Эвелин заметила, что Helsinki Fashion Week как платформа способна влиять на всех участников отрасли, и это повод в очередной раз поднять проблему этичности в модной индустрии.

Курс на устойчивость

Впрочем, такое ограничение никак не повлияло на программу показов. Этичность — тренд, которому сегодня следуют многие модные бренды и дизайнеры, а вот к другим трендам стоит присмотреться повнимательнее.

Всё большую популярность набирают апсайклинг-практики. Так, германо-аргентинский бренд tHERAPY Recycle + Exorcise сестёр Паулы и Мариангелес Агирре представил коллекцию смелых вещей, отражающих ценности различных субкультур. Вещи выполнены из рабочих комбинезонов, хоккейной формы, автомобильных ремней безопасности и пр.

Helsinki Fashion Week SS'20

Ещё один тренд — минималистичный, функциональный таймлесс-дизайн. Наверное, самое близкое мне направление. Лаконичные вещи, которые будут актуальны и через пять, и через десять лет. Такую коллекцию представил австралийский бренд A.BCH, создающий вещи из органических, натуральных и переработанных материалов.

Helsinki Fashion Week SS'20

Минималистичный дизайн отличает и новую коллекцию бренда SHOHEI, базирующегося в Вене и Токио. Швейцарская марка SANIKAI также предлагает дизайн вне времени.

Финский дизайнер Анна Руохонен демонстрирует ещё один тренд — пошив под заказ. Дизайнер создаёт вещи в собственном ателье в Париже. Её коллекции по-скандинавски минималистичны и по-французски элегантны. Она создаёт вещи из своих коллекций только по запросу, по индивидуальным меркам, избегая тем самым отходов производства и нераспроданных вещей.

Helsinki Fashion Week SS'20

Последний, но не по значимости, тренд — внедрение устойчивых практик. Например, A.BCH создаёт одежду на родине в Мельбурне — из органических, натуральных и переработанных материалов, предлагая клиентам программу ремонта и утилизации. Голландский бренд Unravelau, основанный молодым дизайнером Лаурой Мейеринг, также использует органические и переработанные материалы, а отходы производства прошлых коллекций вроде остатков тканей и ниток идут в дело при создании следующих продуктов. Одежду шьют вручную в ателье в Утрехте.

Напомню, что устойчивая мода предполагает создание вещей таким образом, чтобы соблюдать экономический, социальный и экологический баланс.

Проблемы с прозрачностью

Устойчивость как глобальный тренд обсуждали и на дискуссиях с международными экспертами из разных стран, журналистами, дизайнерами. Я выделила ключевые тезисы:

  1. Одна из главных проблем сегодня — отсутствие прозрачности. Из-за того, что мы не знаем, как сделана одежда, мы легко с ней расстаёмся, нам проще её выбросить.

  2. Прозрачность брендов — основа устойчивости. Компании должны открывать всю информацию: о сырье, производственных площадках, обращении с отходами, чтобы потребитель делал осознанный выбор и понимал, за что он платит. Уже сегодня есть бренды, которые подробно расписывают потребителю, из чего складывается стоимость вещей, откуда приходят материалы, как вещи транспортируются, кто, где и в каких условиях их создаёт.

  3. Эффективный способ бороться с гринвошингом — спрашивать у производителя подтверждение экологических заявлений о продукте.

  4. Покупатели — драйверы изменений. Мы должны быть активными. Мы формируем запрос, а производители на него реагируют.

  5. Владение вещами уступает место шерингу. Если вещь на самом деле не нужна — не покупай, если купил — пользуйся. Когда вещь уже тебе не нужна, подари ей вторую жизнь, не выбрасывай.

  6. Мы не можем менять культуру (а сверхпотребление сегодня это именно культура) через негатив. Нужны позитивные послания о том, как можно сделать мир лучше через устойчивость.

  7. В основе всего лежит красота, но нет красоты без правды, а правды — без прозрачности.

Грибная кожа и бумага со свойствами пластика

Самой, на мой взгляд, интересной частью недели моды стала платформа Bio-Playground, где компании из разных стран представили свои инновационные разработки и решения, востребованные в индустрии моды. За площадку отвечала глобальная платформа Fashion for Good со штаб-квартирой в Амстердаме, цель которой — сделать моду циклической, объединить всю экосистему моды ради глобальных перемен. Особенно мне запомнились следующие проекты:

Helsinki Fashion Week SS'20

Голландская компания Normin Hangers создаёт плечики для одежды из 100% переработанной и спрессованной бумаги. Они очень прочные, лёгкие, плюс их можно переработать повторно — в картонные коробки или снова в плечики. Вы, конечно, можете спросить, что такого в плечиках из картона. А я отвечу: в следующий раз в магазине присмотритесь к этому предмету повнимательнее. Как правило, подавляющее большинство плечиков, сделанных из пластика, быстро оказываются на свалке. Далеко не каждый магазин использует их повторно. То есть плечики для продажи одежды изначально создаются как одноразовая вещь. Второй аргумент в пользу перехода на плечики из плотной бумаги — из легче транспортировать, они занимают меньше места, а это плюс с точки зрения вредных выбросов в атмосферу. Ну и перерабатывать их проще.

Helsinki Fashion Week SS'20

Paptic производит упаковку из древесных волокон, которая обладает уникальными свойствами бумаги и пластика. Она более прочная, чем обычная бумага, при этом её можно перерабатывать вместе с картоном.

Проект FARFARM разрабатывает устойчивые ткани, используя для выращивания сырья специальные системы агролесоводства, которые восстанавливают природу и сообщества в Бразилии. Они обучают фермерские семьи выращивать натуральные волокна (хлопок, рами, джут) и растения, использующиеся для производства красителей, таким образом, чтобы не применять химические удобрения. Проект помогает восстанавливать биоразнообразие и сохранять леса.

Шведская компания SpinDye предлагает инновационную технологию окрашивания полиэстера — с меньшим количеством воды и химикатов. Она позволяет сохранять изначальный цвет из года в год, несмотря на долгую носку, стирку и солнце.

Проект Mycotex из США представил текстиль на основе грибов, который можно выращивать в индивидуальных формах. Это исключает необходимость использования пряжи, ткачества и других технологических процессов. Материал 100% биоразлагаем и обладает антимикробными свойствами.

Helsinki Fashion Week SS'20 Ultrafabrics

Компания Ultrafabrics создаёт искусственную кожу из полиуретана с отличными характеристиками. Вы наверняка сейчас поморщились, мол, это же синтетика. Я тоже так подумала поначалу, а потом увидела куски этой «кожи» живьём, пощупала, понюхала. Материал качественный, прочный, с приятной фактурой. Совсем не похож на тот дермантин, который мы привыкли ассоциировать с искусственной кожей. Ultrafabrics внедряет эффективные производственные процессы, минимизируя воздействие на окружающую среду. Для производства не используют формальдегид, поливинилхлорида (ПВХ), пер- и полифторированные соединения, огнестойкие химикаты.

Helsinki Fashion Week SS'20

Финская компания VTT научилась выращивать из мицелия материал, имитирующий кожу. Для этого грибковые штаммы помещаются в питательную среду, культивируются несколько дней, а потом высушиваются. Получается материал, по характеристикам не уступающий натуральной коже. Эта же компания представила другую инновационную разработку — биосинтетический шёлк, похожий на паутину и очень прочный. Нить получают из протеина, который производят микроорганизмы в биореакторе. Биореактору нужно немного воды, углекислого газа, его можно использовать в любой точке мира — от пустыни до Антарктики. Из нити можно создавать текстиль с нужными качествами. Ну а чтобы замкнуть цикл производства, VTT тренирует микроорганизмы, чтобы те могли питаться этими волокнами для производства новых — это позволит перерабатывать использованные материалы.


comments powered by HyperComments