Чего ждать от модной индустрии в ближайшие годы?

Чего ждать от модной индустрии в ближайшие годы?

Позади второй BIG RESALE WEEKEND — фестиваль осознанного потребления в области моды. Второй, да ещё и в России. Кто бы мне сказал о таком пару лет назад, я бы не поверила. Но, похоже, ситуация изменилась. Международные эксперты уверены: 2019-й стал для многих брендов и дизайнеров годом пробуждения. Наконец, устойчивая, экологичная мода вошла в повестку дня модной индустрии. Что это значит? Каких изменений стоит ждать в ближайшие годы от модных брендов и дизайнеров? И главное — в каком направлении должна (и будет ли) двигаться индустрия моды?

Мы, наконец, осознали, насколько агрессивна современная мода с её потогонными фабриками, перепроизводством, огромным количеством отходов, пестицидным хлопком, выращивание которого требует огромного количества воды, и синтетической одеждой — источником микропластика.

8% — процент глобального воздействия на климат индустрии производства одежды и обуви. (Quantis, 2018)

1,2 млрд. — общий объём выбросов парниковых газов, связанных с производством текстиля (Фонд Эллен Макартур).

Движение Fashion Revolution, которое появилось шесть лет назад, действует уже более чем в 100 странах мира, активно выступая за системную реформу модной индустрии и привлекая всё больше внимания участников отрасли. Журналисты во всём мире публикуют расследования, снимают документальные фильмы, вскрывая нелицеприятные факты о модной индустрии в целом и конкретных компаниях в частности. Потребители всё больше интересуются историей своих вещей и задают неудобные вопросы брендам.

На первый план выходят «зелёные» инициативы компаний: они стремятся снизить вредные выбросы, используют экологичные материалы, реализуют проекты по продлению жизни любимых вещей и правильной утилизации ненужных. Похоже, ещё чуть-чуть и дурным тоном в индустрии моды станет отсутствие подобных инициатив.

Ну а пока предлагаю заглянуть в будущее. В каком направлении будут двигаться дизайнеры и производители предметов гардероба? У экспертов рынка есть несколько предположений на этот счёт.

150 млрд. новых предметов одежды производится каждый год. (MIT, 2010).

70 млн. баррелей нефти используется во всём мире каждый год для производства полиэстера, в том числе для производства искусственного меха. (Forbes, 2015)

Будущее — в отходах

Дизайнеры по всему миру всё чаще обращаются к отходам: создают из них спортивную одежду, домашний текстиль, аксессуары, в том числе люксовые. Финский бренд Globe Hope аж с 2001 года превращает в новые стильные вещи армейскую одежду, паруса и парашюты, ремни безопасности из автомобилей, ковровые покрытия с выставок, остатки текстиля с мебельных фабрик. Тем же занимается британский бренд RÆBURN. Другая английская марка — Elvis & Kresse — начала в 2005 году с того, что спасала от свалки повреждённые пожарные шланги, превращая их в сумки и кошельки. Более чем за десять лет им удалось использовать повторно 175 тонн материала. В 2017 году Burberry Foundation договорился с Elvis & Kresse о том, что бренд будет использовать обрезки кожи с фабрик Burberry для создания новых аксессуаров — по прогнозам, сотрудничество позволит использовать повторно минимум 120 тонн обрезков кожи.

Не отстаёт и гигант H&M. В своей новой коллекции Conscious бренд использовал Piñatex — заменитель кожи, сделанный из листьев ананаса, которые обычно выбрасываются. Levi's выпустил коллекцию Wellthread x Outerknown из конопли, причём вещи спроектированы таким образом, чтобы их можно было легко переработать.

H&M Conscious Piñatex

По словам экспертов, которые участвовали в дискуссии об устойчивой моде на BIG RESALE WEEKEND, на рынке появляются инновационные материалы из разного вида отходов и растительного сырья, которые будут дороже привычных ровно до тех пор, пока их не начнут массово использовать. Чем больше заказ у производителя таких тканей, тем она доступнее для дизайнеров. Выводы делайте сами.

Нас спасут технологии

К слову о технологиях. Миру нужны разработки, которые позволят сделать моду циклической. Весь жизненный цикл продукта следует продумывать ещё на стадии его проектирования. Бренды должны понимать, как производить товары, пригодные для вторичной переработки. Пора перестать плодить одноразовые вещи, которые потом потребитель не может никуда деть. К счастью, появляются проекты, которые помогают решить эту задачу. Так, цифровой инструмент The Loop Scoop, созданный берлинским стартапом, предоставляет дизайнерам всё, что им нужно для создания циклической моды. Добавим сюда же разработки по 3D-печати на дому, где в качестве сырья используется ферментированный растительный крахмал.

Одежда, которую вы можете носить вечно

По данным Гринпис, мы можем снизить углеродный след своих вещей на 24%, если будем носить их хотя бы в течение двух лет вместо года. Собственно, поэтому циклическая мода приветствует дизайнеров, поощряющих ремонт и апсайклинг вещей. Дизайнеры устойчивой моды всё чаще предлагают своим клиентам услуги по ремонту вещей, устраивают мастер-классы, где показывают, как можно подарить вторую жизнь старым вещам, и запускают коллекции одежды, которую впоследствии можно разобрать и превратить в новые предметы гардероба.

Тут мне хочется ещё раз вспомнить жизнеутверждающий манифест движения Fashion Revolution, в котором прекрасно сформулированы принципы, которым должна следовать мода. Хочется сказать: да будет так! И мы над эим работаем, все мы: дизайнеры устойчивой моды, эксперты в области устойчивого развития, производители, блогеры и, конечно, осознанные потребители.

BIG RESALE WEEKEND и тот факт, что он состоялся уже во второй раз, подтверждают: ситуация в мире меняется — и мы не намерены отставать.


comments powered by HyperComments