Органик-хлопок из Индии — гринвошинг?

Органик-хлопок из Индии — гринвошинг?

Большая часть органического хлопка, попадающего на полки магазинов, может оказаться подделкой. К такому выводу пришли авторы исследования о мошенничестве на рынке органического хлопка в Индии, опубликованного в The New York Times. Я его прочитала, и вот основные тезисы.

Индия считается крупнейшим в мире производителем органического хлопка — здесь производится половина органик-хлопка, продаваемого во всём мире. По данным Textile Exchange, за последний год производство органического хлопка в Индии выросло на 48%, несмотря на пандемию. Однако индийцы, которые закупают, перерабатывают и выращивают органический хлопок, говорят, что большая часть этого впечатляющего роста — фейк.

По оценкам Криспина Ардженто, основателя и управляющего директора Sourcery (помогает брендам закупать органический хлопок), от 50 до 80% того, что в Индии продаётся как органический хлопок, на самом деле таковым не является.

Корень проблемы, по мнению авторов публикации, — в непрозрачной системе сертификации, в которой много возможностей для мошенничества. Потребители полагаются на экомаркировки независимых организаций, а те полагаются на отчёты непрозрачных местных инспекционных органов, которые делают выводы на основе одной запланированной ежегодной проверки предприятий и нескольких случайных проверок ферм.

В ноябре 2021 года Евросоюз проголосовал за то, чтобы больше не принимать органический хлопок из Индии, сертифицированный Control Union, EcoCert и OneCert. А в январе 2022 года международное агентство IOAS, предоставляющее аккредитацию органическим инспекционным агентствам, лишило OneCert права инспектировать и сертифицировать предприятия по переработке хлопка по всему миру.

Сотрудники неправительственных организаций опасаются, что это приведёт к полному краху отрасли в Индии и нанесёт ущерб небольшой группе фермеров, которые выращивают настоящий органический хлопок.

Многие модные бренды, использующие индийский органический хлопок, столкнувшись с обвинениями в мошенничестве, признали, что система не идеальна, но они намерены и дальше использовать органический хлопок. Как минимум один бренд (Eileen Fisher) заявил, что отказывается от сертифицированного органического хлопка из-за открывшихся «неудобных фактов».

В конце 1990-х, когда хлопок, выращенный без химических пестицидов или синтетических удобрений, был редким и дорогим продуктом, две швейцарские компании создали фонд bioRe для поддержки выращивания органического хлопка в штате Мадхья-Прадеш. Благодаря системе контрактного производства в Индии, которая позволяет поставщикам хлопка регистрировать до 500 фермеров в качестве единого юридического лица, bioRe начала закупать и продавать органические товары. Четыре года назад сотрудники bioRe пришли в деревню Чанданпури, предложив местным фермерам перейти на органическое выращивание хлопка. Им пообещали поддержку: обучение, семена, надбавку к рыночной цене обычного хлопка. Компания также пообещала купить любой объём хлопка, который те смогут вырастить. Фермеры согласились. Спустя три года один из фермеров, собрав первый урожай органического хлопка, столкнулся с проблемами. Во-первых, урожай был существенно меньше. Во-вторых, его затраты на семена и рабочую силу намного превышали премии, выплачиваемые bioRe. Аашиш Джоши, курирующий проект bioRe по органическому хлопку в Индии, признал, что премии, которые покупатели платят за органический хлопок, редко доходят до фермеров.

Как пишут авторы публикации, фермеры, выращивающие органический хлопок в Мадхья-Прадеше, в среднем зарабатывают на 21% меньше, чем фермеры, выращивающие обычный хлопок. Урожай хлопка, выращенного без пестицидов и удобрений, в среднем на 28% ниже, чем при традиционном выращивании хлопка. Кроме того, семена органического хлопка дают более низкое качество и более короткие волокна, а бренды всё чаще используют свою власть, чтобы договориться о снижении цены на органический хлопок до цены обычного хлопка.

По данным Textile Exchange, производство органического хлопка в Индии увеличилось более чем вдвое за последние четыре года: с 60 000 метрических тонн в 2017 году до 124 000 — в 2021. Однако инсайдеры отрасли говорят, что на рынке просто недостаточно органических семян, чтобы фермеры могли собирать так много хлопка.

Проблема в том, что спрос стремительно растёт, предложение сокращается, а контроль по факту осуществляется на бумаге. Это приводит к увеличению случаев мошенничества.

Между фермерами и покупателями хлопка есть два основных звена: западные организации, маркирующие органический хлопок, и местные инспекционные органы. Авторы исследования рассматривают маркировку GOTS, которую называют золотым стандартом органического хлопка, и стандарт Textile Exchange. В Индии, как и в других странах-производителях, оба стандарта предполагают проверку полного цикла: с момента, когда хлопковое волокно отделяется от семян, и до этапа создания готового продукта. Но ни GOTS, ни Textile Exchange сами не проводят проверки. Вместо этого они используют для проверки местные офисы международных инспекционных компаний, включая OneCert, EcoCert и Control Union, который сертифицирует более 100 программ в 70 странах. Эти инспекционные компании посещают фермы, проверяют семена на наличие ГМО, загрязнения. Раз в год они же осматривают предприятия, где обрабатывают, прядут, ткут, окрашивают и шьют одежду. Именно инспекционные компании изготавливают сертификат, который отправляется в GOTS и Textile Exchange — они передают документы производителям одежды, а те — брендам.

Инсайдеры называют эту систему «торговой бумагой» и говорят, что на каждом этапе есть возможности для мошенничества. Например, можно завысить объём проданного органического хлопка, потому что инспекторы не проверяют весь проходящий через предприятие хлопок. Кроме того, нет центральной базы данных для поиска номеров транзакций, чтобы убедиться, что сертификат ещё не был использован (думаю, тут была бы кстати блокчейн-технология). В результате объём сертифицированного органического хлопка завышается в 2-4 раза по мере продвижения по цепочке поставок.

В 2009 году индийское агентство по экспорту сельскохозяйственной продукции обнаружило широкомасштабное мошенничество в «хлопковом поясе» страны, когда целые деревни сертифицировали ГМ-хлопок как органический. Правительство Индии пообещало выпустить в 2010 году ПО для цифрового отслеживания потоков хлопка, но этого не произошло. При этом правительство страны могло бы предоставить данные о том, сколько органического хлопка перемещается по цепочке поставок, чтобы сертифицирующие органы могли сверить объём органического хлопка, собранного на полях, с объёмом экспорта. Компании, с которыми связалась The New York Times, — Control Union, EcoCert, OneCert, GOTS, Textile Exchange и несколько крупных брендов, использующих органик-хлопок, — отказались предоставить эти цифры. Правительственный чиновник, который курирует сертификаты объёма производства органического хлопка в Индии, не ответил на просьбы об интервью.

В октябре 2020 года GOTS объявило о раскрытии мошеннической схемы со стороны некоторых производителей, создававших поддельные сертификаты. Тогда GOTS забанил 11 компаний, с которыми сотрудничал. Скандал затронул одну шестую от общего объема производства органического хлопка в Индии. В начале 2021 года США начали блокировать поставки хлопка из Китая из-за свидетельств принудительного труда уйгуров в провинции Синьцзян, где производят хлопок. В результате цены на органический хлопок подскочили с 1,7 до 3 долларов за килограмм, а на рынке появились новые игроки. В 2021 году в органах сельского хозяйства Индии было зарегистрировано 75 000 новых производителей органического хлопка. Не хило, правда?

Международное доверие к способности Индии контролировать органическое сельское хозяйство рухнуло. В прошлом году Минсельхоз США расторг соглашение о признании органических продуктов, сертифицированных компаниями, находящимися под контролем властей Индии, сославшись на отсутствие прозрачности со стороны госоргана. Все такие компании в Индии теперь должны быть аккредитованы по стандартам Национальной органической программы Минсельхоза США. В ноябре 2021 года Европейский союз начал отказывать в экспорте индийской органической продукции, сертифицированной пятью компаниями, в том числе Control Union, EcoCert и OneCert, — после того, как в партиях кунжута было обнаружено канцерогенное вещество. Правительство Индии также оштрафовало компании и запретило им регистрировать новых переработчиков и экспортеров.

Эксперты говорят, что проблема не ограничивается Индией. Есть вопросы и по органическому хлопку из Китая и Турции, на которые приходится четверть мировых поставок.

Некоторые инсайдеры отрасли считают, что единственный способ для бренда гарантировать, что его органический хлопок настоящий, — это инвестировать в фермеров напрямую через заслуживающие доверия организации.

Что я об этом думаю

Я приветствую использование настоящего органического хлопка. В то же время я скептически отношусь к инициативе некоторых брендов быстрой моды перейти на органический хлопок. На первый взгляд в этом нет ничего плохого, но смена материала не решает главную проблему модной индустрии — перепроизводство. Вместо того, чтобы менять свою бизнес-модель и сокращать количество коллекций и вещей, фаст-фэшн-бренды выбрали самый простой путь — сменили обычный хлопок на органический, став крупнейшими потребителями этого материала. В такой ситуации спрос начал стремительно расти, и неудивительно, что вскрываются случаи мошенничества, особенно когда производства расположены в разных странах мира.

Вот почему я предпочитаю в принципе не покупать новые вещи, если в них нет острой необходимости. Мне не нужна пятая футболка, пусть даже она из органического хлопка. Но если все же придется выбирать из двух вариантов, я остановлюсь на вещи из сертифицированного органического (или переработанного) материала.

Фото: bobbycrim / Pixabay


comments powered by HyperComments