Когда стыдно быть блогером

Когда стыдно быть блогером

Хотите узнать, почему год назад мне было стыдно называть себя блогером? Сейчас расскажу, а в качестве яркого примера приведу историю, которая случилась на прошлой неделе и которая, я надеюсь, поможет вам в будущем отличать хорошего блогера от плохого.

Стать блогером сегодня проще, чем сходить за хлебом. Снял видео на телефон, сделал пост в Instagram — смело называй себя блогером. Ну а если у тебя есть блог на платформе вроде WordPress — считай, что достиг уровня «Бог». И неважно, насколько качественные тексты ты пишешь и грамотно ли говоришь. Куда важнее, чтобы фотографии были красивые. Вот почему, когда я только начинала вести I’mOrganic, мне было неловко представляться блогером. Для меня слово было почти ругательством и, как я выяснила позже, не только для меня.

После непродолжительных внутренних терзаний я всё-таки стала использовать слово «блогер», потому что профессиональный журналист с 12-летним опытом работы имеет на это полное право.

Экоблогер и экокопирайтер Анастасия Приказчикова

Для меня всегда на первом месте было качество текстов. Сначала в университете, а потом «в поле» меня учили находить и проверять информацию, а потом делиться проверенными фактами с читателем, чтобы он сам мог сделать выводы.

Так вот, многие блогеры полагают, что им ничего такого делать не надо, а достаточно лишь высказать своё мнение — они ведь не журналисты, а значит, не обязаны соблюдать принципы работы с информацией. Но одно дело — высказать своё мнение о фильме, который понравился или не понравился, и совсем другое, к примеру, обвинять кого-то в обмане.

Приведу пример. Блогер с несколькими тысячами подписчиков в социальной сети, пишущий об этичной косметике и называющий себя «этичным блогером», вдруг обвиняет известную европейскую компанию, производящую сертифицированную натуральную косметику, в том, что у неё в Китае есть завод, и что вся косметика, которая там производится, тестируется на животных. При этом компания публично выступает против тестов на животных. Скажите, в такой ситуации вам бы хотелось услышать доказательства или слов блогера достаточно?

Увидев, о каком бренде идёт речь, я сильно засомневалась в правдивости информации. Сомнений стало ещё больше, когда не обнаружила в тексте доказательств, лишь обвинение:

«У компании есть завод в Китае, и косметика продаётся на его территории, а это означает, что продукция проходит тестирование на животных в Китае, потому что в данном случае это обязательно на законодательном уровне».

Позже выяснилось, что перед публикацией блогер даже не отправляла запрос в саму компанию, не просила предоставить документы, а если бы отправила, получила бы и документы, и ответ:

«Компания продаёт на территории Китая средства, которые согласно местному законодательству не требуют тестирования на животных. Кроме того, у нас нет производства в Китае. У нас был склад, который использовался нашим местным партнёром в Гуанчжоу, однако никакого завода и производства в Китае у компании не было и нет.

Ассортимент компании, представленный в материковой части Китая, состоит из таких продуктов, как растительное мыло и средства для ухода за полостью рта — для них законодательно не требуется регистрация с опытами над животными. Кроме того, наш местный партнёр продаёт более широкий ассортимент компании через интернет-канал, но только в зонах свободной торговли: Шанхае, Гуанчжоу и Тяньцзинь. Мы также продаём продукцию через нашего партнёра в Гонконге — для этого не требуются опыты над животными».

Тут стоит отметить, что ещё в 2014 году Китай пошёл навстречу защитникам животных и разрешил использовать альтернативные методы тестирования некоторых косметических средств — об этом и идёт речь в официальном ответе компании.

На следующий день блогер уже не так уверен в своих обвинениях и начинает объяснять, откуда «растут ноги», хотя делать это надо было сразу:

«Перед вынесением "приговора" я переписывалась с зарубежными этичными блогерами... у них есть подтверждение того, что вся продукция, которая продаётся в Китае, может без ведома бренда быть протестирована на животных, невзирая на то, что с 2014 года Китай не обязывает в 100% случаев тестировать всё на своей территории на животных. Я не могу с уверенностью заявлять, что это 100% правда (где я, а где китайские лаборатории?!), но и доказательств обратного у меня пока нет...».

Как вам такое? Но подождите — это ещё не конец истории. Подводя итоги, блогер замечает: «скорее всего, бренд-таки этичен». Однако сказанного не вернёшь. Пока продолжались разборки, кто прав, а кто нет, некоторые подписчики блогера поверили в недостоверную информацию и тут же сообщили о своём намерении отказаться от косметики бренда.

Я привела лишь один пример непрофессионализма блогеров, на самом деле их сотни, причём самых разных. Почему же тогда блогеры пользуются такой популярностью? Думаю, началось всё с того, что одни люди «наелись» заказных публикаций в СМИ и в поисках истины обратились к другим людям — своего рода экспертам в определённых вопросах с независимым мнением. И такие эксперты и правда есть среди блогеров, вот только тех, других, которые лишь на словах являются экспертами, в десятки раз больше.

Глобальное доверие к рекламе

Как-то я разговаривала с дистрибьютором органических товаров, который нелицеприятно отзывался о блогерах в принципе, говоря, что они вообще не понимают, о чём пишут. И знаете, в чём-то он прав, хотя нельзя судить обо всех блогерах по работе одного или нескольких.

А что вы думаете об этом? Как вы оцениваете, стоит ли доверять блогеру? По количеству подписчиков, качественным текстам или добрым глазам? Уверена, каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос. Так или иначе, доверие — серьёзная ответственность, и плох тот блогер, который этого не понимает.


comments powered by HyperComments